Занятие 15. «Зеленые технологии». Проектирование экодома. Профессиональная проба

Занятие 15. «Зеленые технологии». Проектирование экодома.
Цель: познакомить школьников с «зелеными технологиями», осуществить профессиональные пробы – проектирование экодома.
Ход урока:
Дома вы ознакомились с понятием «зеленые технологии». Что же это такое? Учащиеся отвечают, учитель обобщает и подводит итог:  «Зеленые технологии» – это инновации, в основе которых лежат принципы устойчивого развития и повторное использование или экономия природных ресурсов; технологии, минимально загрязняющие окружающую среду, не наносящие ущерба окружающей среде.
Приведите примеры технологий, негативно влияющих на окружающую среду.
Приведите примеры «зеленых технологий».
Одним из существенных загрязнителей окружающей среды является городское коммунальное хозяйство в результате:
- изъятия большого количества природных вод;
- сброса в водные объекты неочищенных или недостаточно очищенных бытовых и промышленных сточных вод;
- выбросов в атмосферу от котельных централизованных систем теплоснабжения;
- размещения на свалках бытовых и промышленных отходов;
- урбанизации природных территорий.
В настоящее время водопроводными сетями подается около 25,5 млрд. м3 воды в год, в том числе населению и на коммунально-бытовые нужды 17,2 млрд. м3/год.
Большую экологическую опасность представляют ветхие канализационные сети, так как аварийная утечка сточных вод вызывает загрязнение подземных горизонтов. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. м3/сут. Через коммунальные системы канализации в поверхностные воды ежегодно сбрасывается 13,7 млрд. м3 сточных вод, из которых 8% очищаются до установленных нормативов, 82% сбрасываются недостаточно очищенными.
Большую проблему представляют вопросы утилизации осадков сточных вод. Наличие загрязняющих веществ промышленного происхождения не позволяет использовать осадок сточных вод в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Коммунально-бытовые стоки развитых стран содержат до 90% детергентов – синтетических поверхностно-активных веществ, использующихся в качестве моющих средств. Детергенты являются сильными токсикантами, плохо поддающимися очистке и биологически почти неразлагаемыми. Из образующихся ежегодно более 2 млн. т осадка (по сухому веществу) утилизируется только 2-3%, остальной осадок складируется на иловых площадках и из-за их перегрузки является загрязнителем природной среды и подземных вод.
Ежегодно в РФ предприятия внешнего благоустройства осуществляют вывоз более 120 млн. м3 твердых бытовых отходов, уборку около 500 млн. м2 улиц, площадей и других территорий.
Серьезное значение имеют потери воды вследствие утечек, полива улиц и газонов, работы систем кондиционирования воздуха и т.д. В коммунально-бытовом хозяйстве теряется 24% потребляемой воды.
Наиболее отрицательное воздействие на состояние экологической безопасности населения имеют аварии техногенного характера, причем около 60% от общего количества приходится на коммунальные системы жизнеобеспечения - теплоснабжение, водоснабжение и канализацию.
Очень сложной является проблема отходов. Ежегодно в мире образуется около 400-450 млн. т твердых бытовых отходов. Важным источником загрязнения воздуха городов является сжигание мусора, при сжигании 1 т городского мусора в атмосферу выбрасывается 23 г свинца, 4 г ртути, 1,3 г кадмия. В результате гниения мусора на свалках в воздух поступает метан - в глобальном масштабе его выброс оценивается в 20-70 млн т/год.
Большой экологический ущерб приносит также потеря земель; очень часто под жилую застройку используются ценные сельскохозяйственные угодья.
Сегодня мы будем с вами проектировать экодом. Каждая группа получит задание, которое нужно обсудить и выполнить за 10 минут. Затем каждая команда представит своё решение.
Задания.
Группа 1. Предложите способы автономного и экологичного энергообеспечения дома.
Группа 2. Предложите способы экономии электроэнергии и тепла в доме.
Группа 3. Предложите способы автономной добычи воды для хозяйственных нужд и ее экономии.
Группа 4. Предложите экологичные способы утилизации бытовых отходов.
Группы представляют свои решения проблем.
Далее учащимся предлагается просмотреть видеофрагмент и сравнить предложенные учащимися решения с реально существующими

просмотр с 13 до 18 минуты

Домашнее задание: посмотреть полностью фильм о зеленых технологиях




Комментариев нет: